Озёра Волгоградской области, часть первая

Озёра Волгоградской области, часть первая

На этот раз мы решили ехать на юг по правому берегу Волги. Путь на Волгоград лежит по трассе Р-228. В Саратовской области дорога находится в удовлетворительном состоянии: по одной полосе в каждую сторону, относительно неплохой асфальт. Из-за того, что трасса очень загружена транспортом, в том числе грузовым, обгон на этой дороге довольно рискованное занятие, о чём свидетельствуют многочисленные венки по обочинам. Сразу после пересечения границы Саратовской области, Волгоградская область встречает нас отличными дорогами, дорожными знаками со светодиодной подсветкой, чистыми урнами у автобусных установок — ощущение, как-будто пересекли государственную границу, а не границу области. Помимо хорошей дороги, в Волгоградской области хорошие камеры. У нас они стоят редко и выглядят громоздкими, старыми ящиками у дороги, а в Волгограде современные камеры, которые стоят парно и считают среднюю скорость на участке, а не мгновенную скорость у камеры — и это хорошо, так как у нас правила соблюдают только возле камер, а у них приходится всем соблюдать на протяжении длительного участка между камерами. Но, камеры нам не страшны, так как в Дуське есть волшебная кнопка (лимит скорости), нажав на которую, мы спокойно передвигаемся по трассе и по городу, забыв про камеры вообще и не обращая на них внимания. После возвращения домой, ни одного штрафа получено не было.
По пути решили заскочить в место под названием Утёс Степана Разина, что возле деревни Белогорское, поскольку ранее там не бывали. Дорога туда ведёт грунтовая, но с щебнем, поэтому даже в сырую погоду туда спокойно можно ехать на легковой машине.
Останавливаемся у цветущего дерева, которое при ближайшем рассмотрении оказывается яблоней.

Цветущая яблоня
Цветущая яблоня

Едем дальше и останавливаемся в месте под названием «Тюремный овраг» (также называемым «Невольничьим», «Тюрьминским» и «Дурманным») ( 50°36’35.41″N, 45°39’42.25″E). Вид с него на Волгу:

Вид на Волгу с Утёса Степана Разина
Вид на Волгу с Утёса Степана Разина

Здесь решаем перекусить. Место это красивое, но довольно популярное, что сказывается на загрязнённости: кругом всё захламлено, валяются старые одноразовые мангалы, одноразовая посуда и прочий мусор. Во время обеда, попутно снимаю панорамный лапс.

Место здесь довольно живописное, поэтому решаем вернуться сюда ещё раз. Утёс довольно большой и есть места на нём, которые интересно было бы посетить. Дурман гора, овраги — на всё это желательно выделить день-два. А пока наш путь лежит дальше. Доехав до Волжского, мы заправляемся и едем искать место для ночлега. Уже на выезде из города нас застала темнота, поэтому мы решили не ехать до целевой точки (Баскунчак и гора Богдо), а заночевать в степи. Мы остановились за железнодорожным переездом у станции Кочевая ( 48°16’10.80″N, 46°27’6.36″E), разложили спальное место и поужинав, отправились спать. Место это ничем не примечательное и, будь у нас время, мы бы остановились где-нибудь ещё. Ночь была довольно прохладной и насекомые нас не донимали. За первый день мы проехали 556 км. Трек можно скачать здесь.

День второй

Проснувшись и позавтракав в степи, собираемся и едем в поселок Нижний Баскунчак. Уже на подъезде к нему виднеется вдалеке гора Большое Богдо, которая возвышается над окружающей местностью. Миновав Нижний Баскунчак, мы направились к ней, перед этим решив заехать в заброшенный карьер (Балластный карьер 48°10’0.91″N, 46°47’22.32″E), с целью осмотреть место для предстоящего ночлега.
Карьер этот представляет собой удобное место для ночёвки, так как с одной стороны он находится недалеко от горы Большое Богдо и озера Баскунчак, с другой стороны, место стоянки скрыто от посторонних глаз, поскольку находится в низменности. Карьер само по себе место неплохое, но, ночуют здесь туристы часто, поэтому, мусора здесь местами много.

Балластный карьер рядом с горой Большое Богдо
Балластный карьер рядом с горой Большое Богдо

Обследовав карьер двигаемся к Богдо. К озеру Баскунчак и к Богдо проехать можно только в определённых местах, поскольку территория вокруг озера напротив посёлка и сама гора Большое Богдо находится на территории Богдинско-Баскунчакского заповедника, созданного в 1997 году. Подъезжаем к КПП, который находится здесь: 48° 7’59.91″N, 46°49’6.42″E. Платим по 200 рублей с человека, слушаем инструктаж, что можно и нельзя делать в заповеднике:

Правила поведения в заповеднике
Правила поведения в заповеднике

Cледуем далее на машине на стоянку у горы ( 48° 8’21.05″N, 46°51’27.22″E). По пути нам открываются красивые виды, мы проезжаем Поющие Скалы, но останавливаться до стоянки запрещено, поэтому едем до парковки. Паркуемся и следуем по экологическому маршруту «Легенды Святой Горы».

Начало маршрута
Начало маршрута

Маршрут представляет из себя деревянные мостки с перилами, проложенные через небольшой участок горы.

Экологический маршрут
Экологический маршрут

Маршрут очень короткий и простой — всего 2,5 км. Время на него отводится 2 часа, но никто его не контролирует, поэтому теоретически, можно на нём находиться гораздо дольше, правда, необходимости в этом у нас не возникло — нам хватило 45 минут чтобы всё обойти и осмотреть. Свободы для манёвров здесь нет совсем — сходить с маршрута нельзя, прийти в режимное время нельзя (находиться в заповеднике можно с 8:00 до 20:00). При этом тропинки есть по всей горе Богдо, есть и следы огня, но, это всё не для простых смертных.

Место, в котором когда-то разводился огонь.
Место, в котором когда-то разводился огонь.

Может быть это следы пребывания сотрудников заповедника, может быть тех, кому очень было надо нарушить правила и не было жалко на это денег.

Протоптанные тропы на горе Большое Богдо в стороне от экологического маршрута.
Протоптанные тропы на горе Большое Богдо в стороне от экологического маршрута.

Мы не относимся ни к первым, ни ко вторым, поэтому все фотографии были сделаны с экологической тропы в обеденное время, поэтому ни о каком переднем плане или удачном свете речь не идёт.

Гора Большое Богдо, вид с экологической тропы.
Гора Большое Богдо, вид с экологической тропы.

Сама гора безусловно прекрасна, но скупость экологического маршрута не позволяет раскрыть весь потенциал её красоты. Проходя по этому маршруту, мы чувствовали себя как в музее, а на природе хочется ощущать свободу, в том числе свободу передвижений. С одной стороны, ограничение передвижений по горе — это хорошо — иначе горы бы уже не было — её всю бы изъездили джипы, свадебные фотографы сожгли бы склоны, а любители оставить на природе память о себе загадили бы там всё одноразовыми мангалами и прочим мусором. С другой стороны, обидно, что люди находятся на той ступени развития, когда их необходимо ограничивать физически от уничтожения природы.
Ну а пока духовно богатые девы делают селфи на фоне горы, мы покидаем это место и двигаемся дальше. В планах было посещение озера Баскунчак, но, видя с горы как его изуродовала соледобыча, мы решаем не задерживаться более здесь и двигаться к озеру Боткуль.

Озеро Баскунчак на заднем плане покрыто прямоугольными ямами в результате соледобычи
Озеро Баскунчак на заднем плане покрыто прямоугольными ямами в результате соледобычи

Озеро Боткуль находится в пятикилометровой пограничной зоне в Волгоградской области. Путь туда лежит через пятикилометровую пограничную зону Астраханской области. У нас был пропуск только на посещение пятикилометровой зоны в окрестности Эльтона. Но мы всё же решили рискнуть. Под рукой был маршрут, пройденный человеком под ником «chek_pipinda» в 2009 году. Он ехал с Эльтона на Баскунчак, а мы наоборот. Как оказалось, точка 10 на его маршруте не проходима без пропуска в приграничную зону. Заправившись в Ахтубинске, мы выдвинулись в точку 11 «Станция Кочевая». Мы старались двигаться как можно дальше от границы, но ехать западнее приграничной области в окрестности точки 10 не было возможности, так как там находятся закрытые военные объекты, относящиеся к Капустину Яру, в том числе полигон, поэтому путь наш в любом случае пролегал через точку 10, но в этой точке «Кошара Морозкова» нас развернули пограничники. Часа 4 мы провели в Ахтубинске для составления протокола о нарушении приграничной области. Штраф составил 700 рублей с человека.
Распрощавшись с пограничниками, мы поехали из Ахтубинска искать место для ночлега. Дорога на Боткуль для нас оказалась закрыта. В будущем мы попробуем получить на него пропуск, но не факт, что получится, так как граница с Казахстаном проходит по середине озера. Ехать на Эльтон нужно было другой дорогой, а на прокладывание маршрута нужно время. Поскольку время было уже часов 7 вечера, мы решили всё-таки переночевать в карьере, который осматривали с утра.
Приехав в карьер, мы расположились там в одиночестве, не смотря на его популярность. Ночь оказалась очень жаркой и душной, из-за набежавших облаков. В карьере было очень много комаров, поэтому ужинали мы прямо в машине, в постели. Лапсить ночью не было возможности из-за высокой облачности.
По итогам дня, можно сказать, что гора Большое Богдо нам понравилась, но вряд ли мы ещё вернёмся когда-нибудь в это место. Небольшой оазис природы здесь находится среди индустриальной зоны, в которой активно добывается поваренная соль, гипс и прочие соли. Все окрестности Богдо покрыты карьерами и заводами, из которых постоянно выезжают загруженные грузовые поезда. Ради одного этого оазиса проделывать такой путь мы не видим смысла.
Проехали мы за этот день 258 км. Трек можно скачать здесь.

День третий

Проснувшись в карьере и позавтракав, мы выдвигаемся в Волгоградскую область. Проезжаем последовательно через поселок Нижний и Верхний Баскунчак. Хочется отметить, что в обоих населённых пунктах полно мусорных контейнеров. Они стоят почти каждые 100-200 метров и большинство из них пустые. Проблема утилизация мусора здесь решена успешно, что не может не радовать. Здесь мы выбрасываем свой накопленный мусор и двигаемся дальше (с Эльтона мусор мы везли до Саратова).
Проезжаем закрытые города Капустин Яр и Знаменск. Слева от дороги протекает красивая река Ахтуба (48°35’30.803″ N 45°37’49.896″ E), имеющая обширные заливные луга в своей пойме.

Разливы реки Ахтуба
Разливы реки Ахтуба

Обычно, люди из Баскунчака в Эльтон ездят по маршруту: Баскунчак — Волжский — Быково -Николаевск — Палласовка. Это не наш путь, так как одна из наших целей — озеро Булухта. Поэтому, мы следуем в Волжский, заправляем там полный бак нормального бензина и едем вдоль Волги до поворота на Катричев, не доезжая Быково. После Катричева степными дорогами едем до Булухты. По пути нам попадаются немногочисленные кошары с 1-2 людьми рядом с ними. Минуя их, через пару часов мы доезжаем до озера.
Озеро Булухта имеет очень интересную разветвлённую форму. Кроме того, оно находится в низменности, поэтому видно его только с близкого расстояния — отдалившись от него километров на 5 оно пропадает в степи и становится невидимым. Мы огибаем одно из ответвлений Булухты и движемся к его центру (49°20’13.06″N, 46° 3’13.58″E), к перешейку, перейдя через который, можно попасть на остров в центре озера.

Озеро Булухта, дорога к острову
Озеро Булухта, дорога к острову

Подъехав к берегу, выходим на солончак и движемся к воде. Дойдя до места, где недавно была вода, становится понятно, что дно здесь очень вязкое и попасть на остров можно только в хороших сапогах, которых у нас с собой не было. Как видно на фотографии, дорога на остров проложена ветками. Для чего это сделано, мне не понятно, но в этом году этой дорогой никто не пользовался. На ней видны прошлогодние следы людей, свежие следы каких-то зверей (собаки или волка) и справа от дороги виднеются свежие человеческие следы к воде. Судя по обилию следов, люди здесь бывают крайне редко. Получается, что мы были вторыми людьми, посетившими это место в этом году. В общем-то это не удивительно. Озеро находится вдалеке от асфальтовых дорог и чтобы до него добраться, надо долго ехать по степи. Кроме этого, озеро не имеет той эстетической привлекательности, которую имеет Эльтон: Булухта имеет небольшую глубину, но состав солей здесь другой, поэтому вода имеет серый цвет. Кроме этого, вязкость воды значительно ниже, чем на Эльтоне, поэтому вода почти всегда покрыта рябью, как на любом другом озере. Кроме этого, из-за вязкости берегов, доступ к воде затруднён. Ну и грязь здесь не обладает лечебными свойствами, как на Эльтоне.

Девственно чистый берег озера Булухта. На снимке берег перед перешейком, перешеек озера и край острова
Девственно чистый берег озера Булухта. На снимке берег перед перешейком, перешеек озера и край острова

Берега озера покрыты красивыми солончаками, которые было бы интересно поснимать осенью в режимное время. Я думаю, это место должно преобразиться осенью, поэтому, если будет возможность, мы сюда ещё вернёмся в этом году.

Дуська на берегу Булухты
Дуська на берегу Булухты

Едем от перешейка обратно по дороге и сворачиваем к основной части озера (49°21’31.76″N, 46° 4’31.36″E). В этой окрестности Булухты, вероятно, есть пресные источники, так как здесь растёт довольно много больших деревьев и присутствует зелёная растительность. На Эльтоне дерево на берегу мы видели только одно: в районе урочища Старый Эльтон.

Зелёная степь вокруг озера Булухта
Зелёная степь вокруг озера Булухта

Берег здесь аналогичный тому, что был у перешейка: солончак, потом прибрежная полоса вязкой грязи, покрытой солью и потом уже вода, до которой мы в этот раз не добрались.

Солончак на берегу Булухты
Солончак на берегу Булухты

Съездов к озеру не так много. Возможно, в будущем мы обследуем их все. А пока наш путь лежит к Эльтону. Для этого нам нужно объехать всё озеро Булухта и найти дорогу вдоль реки Хара. Объезжая озеро мы видим следы велосипедистов на дороге — всё-таки не одни мы тут ездим! У южной части озера вдоль дороги из земли торчат ракеты — когда-то здесь был полигон. Объехав озеро, мы проезжаем через Финогенов пруд ( 49°22’53.93″N, 46°22’33.49″E), решая вернуться сюда позже, и движемся дальше к Эльтону параллельно реке Хара.
Мы решили встать на правом берегу реки Хара на северном берегу озера Эльтон с целью поснимать ночью южную часть Млечного пути. Мы специально выбирали время отпуска таким образом, чтобы было новолуние и Луна не мешала ночным съёмкам.
Ещё пара часов в степи и мы у Эльтона. Расположившись на берегу, я пошёл искать место для съёмки таймлапса. Эльтон обладает большим потенциалом для ночных лапсов Млечного пути, поскольку имеет гладкую поверхность без ряби, в которой отражаются звёзды, имеет низкий уровень засветки, так как вокруг озера нет крупных населённых пунктов, и имеет подвижную береговую линию.
Первый лапс я снимал у впадения реки Хары. Точка съёмки была расположена после береговой линии в самом озере, непосредственно в воде, у слияния вод реки Хара с водами Эльтона. Как оказалось впоследствии, это одно из самых неправильных мест съёмки и вот почему:
1. Река Хара имеет минерализацию значительно меньшую, чем Эльтон. Эльтон, благодаря своему солевому составу, имеет воду с очень высокой вязкостью, что позволяет ему сохранять гладкую поверхность даже при значительном ветре. Хара же разбавляет воду Эльтона, снижая её вязкость, поэтому в окрестности впадения реки вода почти всегда покрыта рябью, за исключением случаев полного штиля. Как я выяснил позже, течение Хары распространяется далеко к центру Эльтона, это хорошо видно по ряби на поверхности — выглядит это как огромное тёмное пятно на зеркальной глади озера. Но воды Хары практически не распространяются перпендикулярно течению, поэтому продвинувшись вдоль берега озера на километр, мы попадаем на место, где поверхность Эльтона имеет незыблемую гладь.
2. Имея точку съёмки внутри озера мы полностью лишаемся переднего плана, так как на Эльтоне им может выступать только береговая линия. У посёлка передним планом служат старые брёвна в воде, но находятся они у восточного берега и годятся только для съёмки закатов, моя же страсть — ночная съёмка. Поэтому, на северном берегу с передним планом особо большого выбора нет (хотя на будущее есть ещё пара идей).
В общем, первый блин вышел как водится комом. Вот такой получился лапс:

Хорошо видна лошадка (Туманность Тёмная лошадь), восходящая над Эльтоном. Также на среднем плане видна граница раздела вод Эльтона и реки Хары.

За третий день мы преодолели 456 км. Трек можно скачать здесь.

Добавить комментарий